Перейти к содержимому


Проект НПА в области ГДП

Правила ГДП Госгеология КР

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Чынгыз Карымшаков

Чынгыз Карымшаков

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 188 сообщений

Отправлено 22 Декабрь 2015 - 01:34

Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект НПА

16 Декабрь, 2015


Проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Правила охраны и использования недр при разработке месторождений полезных ископаемых Кыргызской Республики».
Предложения и замечания по вышеуказанному проекту направлять по следующему адресу: Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве КР, г. Бишкек, проспект Экиндик, 2. Контактное лицо: Укубаев Э. тел/факс: 0312300469, или на электронный адрес: Ukubaev87@mail.ru
проект постановления
Справка обоснованиеПравила охраны недр окон
Проект

Приложение



825]Утверждено


825]постановлением Правительства


825]Кыргызской Республики


825]от «___»_________2015 года №____




Правила охраны и использования недр


при разработке месторождений полезных ископаемых


Кыргызской Республики



1. Общие положения


1. Правила охраны и использования недр при разработке месторождений полезных ископаемых Кыргызской Республики (далее - Правила) разработанына основе Закона Кыргызской Республики «О недрах» и содержат комплексные нормативные требования по рациональному использованию недр на стадии промышленного освоения месторождений полезных ископаемых.
2. Правила устанавливают основные требования к проектированию, к разработке месторождений полезных ископаемых, геолого-маркшейдерскому обслуживанию, в том числе маркшейдерских замеров объемов добычи и переработки, геолого-маркшейдерского обеспечения - учета и отчетности при разработке месторождений полезных ископаемых Кыргызской Республики и к составлению годового отчета по выполненным горным работам и плана развития горных работ, а также по списанию запасов полезных ископаемых с учета предприятия.
3. Правила обязательны для всех предприятий и организаций, деятельность которых связана с разработкой месторождений полезных ископаемых, консервации и ликвидации шахт (карьеров), а также для проектно-конструкторских, научно - исследовательских и других учреждений и организаций независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйственной деятельности.
4. Правила устанавливают административную, экономическую и уголовную ответственность за нарушения законодательства о недрах при разработке месторождений полезных ископаемых Кыргызской Республики.
5. Правила не отменяют требования действующих межотраслевых и отраслевых нормативных документов в области охраны недр в той части, которая не противоречит настоящим Правилам и действующему законодательству «О недрах».

2.Основные требования к составлению технического проекта при разработке месторождений полезных ископаемых


6. Технический Проект разработки (далее Проект) месторождения полезных ископаемых составляется на основании технического задания на проектирование и право пользования недрами с целью разработки.
7. Проект разработки месторождения полезных ископаемых должен отвечать требованиям законодательства Кыргызской Республики в части недропользовании и настоящих Правил.
8. На основании Проекта ведутся все запланированные горные работы по разработке месторождений полезных ископаемых и/или не связанные с добычей полезных ископаемых на конкретном пролицензированном месторождении или его участка.
9. Проектная документация включает обоснования и технические решения по:
- уточнению границ горного отвода;
- оптимальному варианту размещения наземных и подземных сооружений и объектов, охране недр и окружающей среды, способам вскрытия и системам разработки месторождения полезных ископаемых, применению средств механизации и автоматизации производственных процессов, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение полезных ископаемых, а также сохранению в недрах и складирование забалансовых запасов для их последующего промышленного освоения;
- рациональному использованию вскрышных и вмещающих пород, а также отходов горнодобывающих и горноперерабатывающих производств;
10. Составление проектной документации по выборочной отработке наиболее богатых или находящихся в более благоприятных горно-геологических условиях участков месторождения, пластов и залежей полезных ископаемых, приводящей к снижению качества остающихся балансовых запасов, их разубоживанию и истощению месторождения, подработке инадработкепластов и залежей, вследствие которых содержащиеся в них запасы полезных ископаемых могут утратить промышленное значение и оказаться потерянными, не допускается.

3. Порядок, сроки представления проектов на экспертизу


по охране недр


11. Проекты представляются в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О недрах», а также согласно установленным сроком в лицензионном соглашении.
12. В случае представления проекта, с нарушением сроков предусмотренные в пункте11 настоящих Правил, данный проект не экспертизируется до продления срока действия лицензионного соглашения.
13. При представлении Проекта не соответствующего настоящим Правилам и действующему законодательству «О недрах», выдается отрицательное экспертное заключение, с указанием обоснованных замечаний и рекомендаций в установленном порядке,и Проект возвращается на доработку.
14. Составление промежуточных, переходящих или других видов технических документаций, кроме технико-экономического обоснования (далее – ТЭО) и Проекта до их разработки и утверждения в установленной форме не допускаются.
15. В случае внесения дополнения, изменения к ТЭО или Проекту, недропользовательв установленном порядке обязан письменно известить уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию и получить официальное разрешение на разработку вторичных документов.
16. Обогащение и переработка полезных ископаемых, особенно золотоносных месторождений и благородных металлов, проектируется с учетом получения конечной товарной продукции только на территории Кыргызской Республики. В особых случаях, при нецелесообразности таковых необходимо получение техническое заключения и/или согласия уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию, обоснованных на экономических и технических расчетах.

4. Пояснительная часть проекта


17.В общей частипроекта приводятся краткие сведения: о местоположении лицензионного объекта, о регионе расположения месторождения и объекта освоения, об экономическом потенциале региона расположения объекта, сведения о предпосылках, рынках сбыта получаемой товарной продукции от освоения недр и целесообразности освоения данного объекта.
18.В геологической части проекта приводятся:
- сведения о разведочных работах, категориях разведанности, количестве и качестве запасов полезных ископаемых и их апробации в ГКЗ КР;
-параметры разведанных рудных тел (залежей, угольных пластов), в том числе их мощности, размеры по простиранию и падению;
-горно-геологических условий залегания рудных тел (залежей) в том числе, глубины залегания, углы падения и склонения;
-технологические характеристики руд в контурах лицензионного участка месторождения;
- размеры поля размещения полезного ископаемого по простиранию и вкрест простирания и на глубину;
- мощности пластов, рудных тел, напластований, наслоений и слоев по разведочным линиям;
- средние содержания полезного компонента на пласт, тело, слой и др., на горную массу по разведочным линиям и подсчетным геологическим блокам и сведение о качестве полезных компонентов;
- подсчет балансовых и забалансовых запасов в границах горного отвода;
- сведения о горнотехнических и гидрогеологических условиях разработки полезных ископаемых;
- физико-механические характеристики полезных ископаемых и вмещающих пород, тектонических нарушений, осложняющих разработку месторождения;
-технологические характеристики обогатимости минерального сырья расположенного в контурах горного отвода полезных ископаемых;
- гранулометрический, петрографический и минералогический состав нерудного сырья и соответствие его требованиям ГОСТов (для нерудных полезных ископаемых);
- результатов технологических исследований по выходу товарных блоков (стенового камня) и облицовочных плит для месторождений природного камня;
- качество углей и их угленосностность (для угольных месторождений);
- угленосности месторождения или лицензионного участка месторождения с геологической и технологической характеристикой угольных пластов (для угольных месторождений);
- геологические и рабочие мощности угольных пластов и их размеры по падению и простиранию (для угольных месторождений);
- стратиграфической принадлежности и литологической характеристики пород проектируемого объекта (для месторождений нефти и газа);
- коллекторных свойств пород (для месторождений нефти и газа);
- структурных особенностей пород и возможные условия их залегания (для месторождений нефти и газа);
- наличие признаков нефти и газа (для месторождений нефти и газа);
- гидрогеологические условия залегания нефтегазоносных пластов, залежей (для месторождений нефти и газа);
- прямоугольные координаты центра скважины(родника) в системе прямоугольных координат (для месторождений подземных, пресных и термоминеральных вод);
- эксплуатационные запасы месторождения и его гидрогеологическая характеристика (для месторождений подземных, пресных и термоминеральных вод);
19.В табличной форме,представляются:
-балансовые и забалансовые запасы полезного ископаемого в контуре месторождения учтенные государственным балансом, с копией протокола ГКЗ об их апробации;
-подсчет балансовых и забалансовых запасов полезного ископаемого в контуре лицензионного участка (горного отвода) и копия протокола ГКЗ КР об их апробации;
-подсчет балансовых и промышленных запасов по эксплуатационным блокам (полигонам), по эксплуатационным горизонтам и раздельно по пластам, отработки в контурах лицензионного участка (горного отвода).
20.В горной части проектаприводится обоснование:
- границ горного и земельного отводов с координатами угловых точек в системе прямоугольных координат;
- эксплуатационных потерь и разубоживания (засорения) по эксплуатационным блокам (полигонам), горизонтам и общекарьерных (общешахтных) потерь полезного компонента в недрах;
- промышленных и эксплуатационных запасов полезного ископаемого и полезных компонентов в контурах горного отвода;
- производственной мощности рудника (шахты, карьера) по горнотехническим и экономическим критериям;
- объем добычи полезного ископаемого и переработки полезного компонента по годам отработки;
- объемы горно-капитальных и горно-подготовительных выработок;
- календарный план вскрытия, подготовки и разработки месторождения
- -генеральный план размещения объектов промышленной инфраструктуры, в т.ч. промплощадка, обогатительная фабрика, хвостохранилища, технологических дорог, линий электропередач и др.объектов.
- размещение наземных и подземных сооружений организаций, обеспечивающее наиболее рациональное и эффективное использование запасов полезных ископаемых;
- способы вскрытия и системы разработки месторождения полезных ископаемых обеспечивающее наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов основных и попутных полезных ископаемых. При этом, должны быть всесторонне обоснованы повариантными технико-экономическими расчетами;
- рациональное использование дренажных вод, вскрышных и вмещающих пород, а также отходов производства при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья;
- складирование, учет и сохранение попутно добываемых и временно не используемых полезных ископаемых;
- обоснование способов и системы разработки и определение оптимальных параметров технологических схем (выемочных единиц), полноты и качества извлечения полезных ископаемых из недр, условия технической безопасности ведения горнотехнических работ;
- расчетов геологических и эксплуатационных запасов нефти и газа (для месторождений нефти и газа);
- расчета извлекаемых запасов нефти и газа по пластам (для месторождений нефти и газа);
- контуры залежи нефти и газа по горизонтам (для месторождений нефти и газа);
- очередность разбуривания эксплуатационных горизонтов месторождения (для месторождений нефти и газа);
- обоснование и выбор системы разработки эксплуатационного горизонта, в т.ч. размещение эксплуатационных скважин (форма сетки расположения скважин и расстояния между ними), порядок и темпы их бурения, мероприятия по воздействию на пласт (для месторождений нефти и газа);
- способ эксплуатации и режим работы скважин (для месторождений нефти и газа);
- способы и режимы эксплуатации скважин, устьевого и внутрискважинного оборудования;
- коэффициенты извлечения нефти и газа, эксплуатации и использования фонда скважин;
- требования к системам сбора и промысловой подготовки продукции скважин, поддержания пластового давления, качеству используемых агентов, конструкциям скважин и производству буровых работ, методам вскрытия пластов и освоения скважин;
- общий дебит скважины (родника), ее технические параметры и пролицензированный объем отбора подземной воды (для месторождений подземных, пресных и термоминеральных вод);
- описание технического оборудования для режимных наблюдений (для месторождений подземных, пресных и термоминеральных вод);
- бальнеологическая характеристика подземных вод по заключению специализированных институтов (для месторождений подземных, пресных и термоминеральных вод);
- календарный план отбора и использования подземных вод на установленный лицензионный срок (для месторождений подземных, пресных и термоминеральных вод).
21. В технологической части проектаприводится обоснование:
-технологической и водно-шламовой схемы обогащения и металлургии при переработке руды, концентратов и промпродуктов;
-извлечения полезных компонентов в товарные концентраты и промпродукты с получением конечной товарной продукции;
При сложности, многоступенчатости объекта переработки и невозможности включить полное описание технических и проектных решений в настоящей главе, описать общие положения со ссылкой на отдельно составляемый технический проект или технологическая схема.
Технологические схемы объектов переработки или отбора воды, добываемая как самостоятельное полезное ископаемое по лицензии могут быть представлены в виде отдельного издания (для месторождений подземных, пресных и термоминеральных вод).
22.В экономической части проекта приводится обоснование:
- капитальных и эксплуатационных затрат;
- калькуляции себестоимости товарной продукции с учетом всех видов налогов и платежей;
- финансово-экономической модели промышленного освоения месторождения;
- чувствительности горнотехнического проекта к изменению капитальных и эксплуатационных затрат, ценам на товарную продукцию, среднему содержанию полезных компонентов в запасах месторождения или его участка, технологическому извлечению полезного компонента в товарную продукцию;
- конъюнктуры рынка сбыта и оптимальной схемы продаж товарной продукции с учетом экономических интересов недропользователя и государства.
23. Конечные результаты технико-экономической оценки в горнотехническом проекте представляются в виде финансово-экономической модели промышленного освоения месторождений полезных ископаемых с выводом основных критериев оценки горного проекта:
- чистой текущей стоимости – NPV, тыс. $США;
- внутренней нормы прибыли на капиталовложение - IRR,%;
- индекса рентабельности - PI, д.е.;
- срока окупаемости капиталовложений - T, лет.
- объемы финансирования по обустройству скважины (родника) (для месторождений подземных, пресных и термоминеральных вод).
2.6. Графическая часть проекта
24. В графической части представляются:
-топографический план поверхности участка месторождения в границах горного и земельного отводов масштаба 1:10000 или 1:5000 или 1:2000 или 1:1000 в зависимости от размеров месторождения;
-геологическая карта месторождения или его участка в масштабах 1: 1:5000 или 1:2000 или 1:1000;
- геологические разрезы по разведочным линиям в масштабах 1:1000 или 1:500 или 1:200 с нанесением проектного контура отработки;
-геологические планы эксплуатационных блоков в масштабах 1:500 или 1:1000 или 1:2000, с подсчетными геологическими блоками и границами отработки с нанесением проектного контура отработки;
-геологические планы эксплуатационных горизонтов в масштабах 1:500 или 1:1000 или 1:2000, с подсчетными геологическими блоками и границами отработки, для месторождений с углами падения до 450 с нанесением проектного контура отработки;
-вертикальные проекции месторождения (участка месторождения) в масштабах 1:1500 или 1:1000 или 1:2000, с подсчетными геологическими блоками и границами отработки, для месторождений с углами падения более 450 с нанесением проектного контура отработки;
- геологическая карта месторождения в масштабах 1:10000 или 1:5000;
- структурная карта месторождения в масштабе 1:10000;
- карта размещения эксплуатационных скважин с нанесением контуров залежи нефти и газа в масштабе 1:10000 или 1:5000;
- технологическая схема отбора и использования подземных вод с нанесением центра скважины(родника) и ограждения первой и второй зоны горно-санитарной охраны, бальнеологических объектов(ванны, души и т.д).
25.К горной части:
-планы горных и земельных отводов в масштабах 1:5000 или 1:2000 или 1:1000 в зависимости от размеров месторождения с координатами угловых точек в прямоугольной системе координат;
- схема вскрытия и подготовки месторождения или его участка с вертикальными разрезами по основным вскрывающим выработкам в масштабах 1:5000 или 1:2000 или 1:1000 в зависимости от размеров месторождения;
-совмещенный план горных работ на начало промышленной разработки месторождения или его участка в масштабах 1:500 или 1:1000 или 1:2000, в зависимости от размеров месторождения или его участка;
-совмещенный план горных работ на конец отработки месторождения или его участка в масштабах 1:500 или 1:1000 или 1:2000, в зависимости от размеров месторождения или его участка;
-планы породных и рудных отвалов в масштабах 1:5000 или 1:2000;
-генеральный план размещения объектов промышленной инфраструктуры, в т.ч. промплощадка, обогатительная фабрика, хвостохранилища, технологических дорог, линий электропередач и др.объектов в масштабах 1:10000 или 1:5000 или 1:2000.
26.К технологической части:
-технологическая и водно-шламовая схемы переработки минерального сырья;
-схема цепи аппаратов для промывки песков (для золотороссыпных месторождений);
- расчеты по выбору оборудования;
- расчеты по балансу металла и воды;

5. Основные требования к разработке отчетов о выполненных работах и годовых программ (планов) развития горных работ


27.Годовые программы (планы) развития горных работ освоения запасов полезных ископаемых (далее - годовые программы) представляются в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики до 31 января планируемого года, в форме краткой аналитической записки и графических приложений
28. Годовые программы, утвержденные техническим руководством предприятия, разрабатываются на основании технического проекта, прошедшего все необходимые экспертизы и на базе годовых контрольных маркшейдерских съемок.
29. Аналитическая записка годовой программы должна содержать общую, геологическую, горную, технологическую и экономическую части.
30. Общая часть годовой программы должна содержать краткие (в основном в табличной форме) сведения о:
-местоположении лицензионного объекта;
-выполнении условий лицензионного соглашения и рекомендаций по согласованной годовой программе отчетного периода;
-выполненных работах в отчетном году, представляемых в соответствии со «Стандартами ежегодной отчетности по выполнению планов развития горных работ и условий лицензионных соглашений» (далее«Стандартами отчетности»).
31. Геологическая часть годовой программы должна содержать:
-движение балансовых (экономических) и забалансовых (потенциально экономических) запасов по форме: (запасы на начало отчетного года) минус (погашено запасов за отчетный год) плюс (прирост запасов за отчетный год) минус списание запасов за отчетный год = (запасы на начало планируемого года) (отчет по форме 5-ГР);
-краткая (1-1.5 стр.) геологическая характеристика участка месторождения планируемого к отработке.
36. Горная часть годовой программы должна содержать:
-краткое описание направлений развития горных работ на лицензионном объекте, местоположения эксплуатационных (выемочных) блоков и обоснования-расчеты эксплуатационных потерь в недрах по каждой вновь вводимой выемочной единице (камере, уступу);
-технико-экономические показатели в соответствии со "Стандартами отчетности".
37. Технологическая часть годовой программы должна содержать:
-обоснование технологической схемы извлечения полезных компонентов из минерального сырья при обогащении, аффинаже или металлургии;
-технико-экономические показатели при переработке минерального сырья по форме и в соответствии со «Стандартами отчетности» по разделам (1-V);
- процент извлечения металла и количества из руды, переработки (обогащении) и извлечении при металлургии и аффинаже;
- количество металлов в хвостах.
38. Экономическая часть годовой программы представляется только по объектам разработки месторождений полезных ископаемых и должна содержать основные финансово-экономические показатели годовой программы:

-объем капиталовложений;


-объемы реализации товарной продукции;


-производственная и полная себестоимость товарной продукции;


-налоги и неналоговые платежи;


-рентабельность товарной продукции.


39. Графические приложения к годовой программе должны содержать:
-сводный (совмещенный) план горных работ в границах горного отвода на начало и конец планируемого календарного года в масштабе не мельче 1:2000, с нанесением контуров фактической отработки отчетного периода (на основании маркшейдерских замеров) и планируемой отработки рудных тел (пластов). Для месторождений с крутыми углами падения рудных залежей или угольных пластов представляются проекции горных работ на вертикальную плоскость всех рудных тел (пластов) в масштабе не мельче 1:2000;
-вертикальные разрезы вкрест простирания рудных тел (пластов) в границах горного отвода в масштабе 1:2000 или 1:1000 или 1:500, в зависимости от размеров залежей по простиранию и падению с нанесением контуров планируемой отработки рудных тел (пластов);
-планы (вертикальные проекции) и вертикальные разрезы вкрест простирания рудных тел в масштабе 1:200 или 1:500 по каждой вновь вводимой выемочной единице (блоку, камере, уступу) с нанесением результатов опробования, контуров рудных тел, элементов системы разработки, охранных и опорных целиков.
40. По месторождениям нефти, газа и подземным водам:
-карты разработки продуктивных горизонтов с нанесением контуров нефтегазоносности (водоносности) в масштабе 1:10000 или 1:5000;
-структурные карты для вновь вводимых месторождений в масштабе 1:10000 или 1:5000 с приложением геологических разрезов по пробуренным скважинам, сводными каротажными диаграммами по каждой скважине в масштабе 1:500, каротажных диаграмм продуктивных горизонтов в масштабе 1:200.
41. «Стандарты ежегодной отчетности по выполнению планов развития горных работ и условий лицензионных соглашений» представляется согласно таблицам№№ 1, 2, 3, 4, 5.

6. Основные требования к разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья


42. Разработка месторождений полезных ископаемых проводится в строгом соответствии с техническим проектом, прошедшим все необходимые государственные экспертизы с наличиемположительных заключений и согласованным в установленном порядке планом развития горных работ.
43. Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в границах горного отвода, с пространственными прямоугольными координатами угловых точек, обоснованных горным проектом и установленных в лицензионном соглашении;
44. Границы горного отвода определяются контурами разведанного месторождения или его части с учетом разноса бортов карьера, зон сдвижения горных пород и безопасных расстояний от мест производства взрывных работ;
45. Запасы в межкарьерных целиках между смежными горными отводами погашаются по специальному совместному проекту лицензиатов после положительной экспертизы государственного органа по недропользованию;
46. Разработка месторождений полезных ископаемых в части охраны недр, осуществляется при соблюдении следующих условий:
- не допускается образование эксплуатационных потерь в недрах при добыче, сверх установленных проектом нормативов;
-не допускается образования свернормативных потерь полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья в результате нерациональной выборочной разработки;
- не допускается снижение уровня технологического извлечения полезного компонента при переработке, сверх установленных в техническом проекте;
- не допускается оставление за границами или в границах горного отвода недоработанных участков (недоработок), самостоятельная разработка которых является убыточной при данном уровне цен и промышленных технологий;
- запрещается разработка месторождения с утратой промышленной ценности балансовых запасов, оставляемых в недоработках;
- запрещается размещение отвалов вскрышных пород и самовольная застройка на площадях залегания полезных ископаемых, без разрешения уполномоченного государственного органа по реализации политики по недропользованию;
- запрещается самовольная разработка месторождения без получения прав пользования недрами;
- запрещается разработка месторождения без получения лицензионного соглашения на проведения соответствующих горных работ;
- не допускается подработка балансовых и забалансовых запасов месторождения;
47. В случаях, нарушения перечисленных пункта46 настоящих правил, разработка месторождения оценивается как выборочная, с предъявлением экономических санкций, налагаемых уполномоченным государственным органом по реализации политики по недропользованию.
48. При разработке месторождений полезных ископаемых, особенно месторождений россыпного золота, запрещается проведение рекультивационных работ, до списания погашенных запасов с государственного учета.
49. Ведение строгого учета движения погашенных запасов согласно отчета по форме 5ГР:

7. Основные требования к геолого-маркшейдерскому


учету погашенных запасов


50. Геологическое и маркшейдерское обеспечение использования участка недр включает:
-доразведкуи опережающую эксплуатационную разведку при ведении горнопроходческих подготовительных и добычных работ, включая геологическое документирование и опробование горных выработок и скважин различного назначения, осуществление химических, спектральных и других видов анализа проб на полезные компоненты и вредные примеси, исследований технологических свойств полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, иные геологические работы по изучению и уточнению строения участка недр горно-геологических и другихусловий его использования;
- производство маркшейдерских и геологических работ в объемах, обеспечивающих достоверную оценку разведанных запасов полезных ископаемых, либо условий для строительства и эксплуатации объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, рациональное использование, охрану недр и гидроминеральных ресурсов (промышленных, теплоэнергетических, технических, минеральных вод), а также технологически эффективное и безопасное ведение горных работ, охрану зданий, сооружений, природных объектов и земной поверхности от вредного влияниягорных разработок;
- ведение установленной геологической и маркшейдерской документации, ее сохранение, а также сохранение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, маркшейдерских знаков, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем использовании участка недр, а также для его охраны;
- обоснование нормативов потерь полезных ископаемых и коэффициентов извлечения нефти и газа при их добыче;
- наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ;
51. Геолого-маркшейдерскому учету подлежат все разведанные балансовые и забалансовые запасы месторождений полезных ископаемых по количеству, качеству и объему.
52.Геолого-маркшейдерский учет осуществляется раздельно, поэксплуатационным или промышленным запасам твердых полезных ископаемых, совмещенными с подсчетными геологическими блоками.
53. Геолого-маркшейдерский учет погашенных запасов проводится без учета разубоживания вмещающимипородами и потерь при добыче и переработке полезного ископаемого.
54. Геолого-маркшейдерский учет осуществляется на основе:
-добычи полезного ископаемого;
- потерь и разубоживания полезного ископаемого при добыче;
-прироста разведанных запасов в результате промышленной (эксплуатационной) разведки в границах горного отвода;
-изменения разведанных запасов в результате списания их с учета недропользователя.
55. Учет добычи, потерь и разубоживания осуществляется по данным ежемесячных маркшейдерских замеров и геологической документации эксплуатационных запасов, совмещенных с подсчетными геологическими блоками.
56. Учет изменения запасов в результате геологоразведочных и эксплуатационных работ производится по данным оперативного подсчета запасов с последующей апробацией их ГКЗ Кыргызской Республики.
57. Учет изменения разведанных запасов в результате списания их с учета предприятий осуществляется геолого-маркшейдерской службой недропользователясогласно принятого отчета по движению запасов полезного ископаемого.
58. Геолого-маркшейдерский учет состояния и движения разведанных, вовлеченных в эксплуатацию запасов включает:
- ежемесячный первичный учет запасов на основе первичной нарядной, полевой, актированными геолого-маркшейдерской и графической документации к ним;
- годовой сводный учет запасов на базе первичного учета по движению запасов, отчетный баланс запасов, составленный по форме 5-гр на основе сводного учета.
- объемы выполненных горных работ и движение фронта горных работ по результатам маркшейдерских замеров наносятся на рабочий План горных работ соответствующего масштаба.
59. Учету подлежат только балансовые запасы. Состояние и движение забалансовых запасов отражается в отчетном балансе по форме 5-гр. Если в процессе эксплуатации месторождения полезных ископаемых проектом разработки предусматривается или фактически включаются в добычу забалансовые запасы, то они подлежат переводу в группу балансовых запасов.
60. Ведение строгого учета согласно методическим указаниям по геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ.
61. Прирост и перевод запасов как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов в более высокие по степени изученности категории производится на основе их подсчета по фактическим геологическим материалам и утверждается в установленном порядке

8. Списание запасов полезных ископаемых с учета предприятий


62.Списание запасов полезных ископаемых производится комиссией образованная из числа сотрудников государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию. Списанию запасов подлежат балансовые запасы полезного ископаемого и полезного компонента:
- добытые из недр;
- потерянные при добыче полезного ископаемого, в т.ч. сверхнормативные потери при добыче;
- потерянные при переработке – обогащении, переработке, промывке песков, аффинировании концентрата и металлургических процессах;
- неприемлемые к отработке некондиционные запасы, определенные по технико-экономическим обоснованиям, при проектировании или в процессе разработке полезного ископаемого или при проведении ее промышленной доразведки;
- утратившие промышленное значение части полезного ископаемого в результате выборочной разработки полезного ископаемого, после принятия соответствующих санкционных мер по возмещения ущерба Государству;
- неподтвердившиеся в результате проведения геологоразведочных, в том числе эксплуатационной разведки и (или) горно-подготовительных работ в контурах горного отвода, только по результатам горной экспертизы.
63. Списание запасов по ч. 1, 2 и 3 проводятся недропользователямив форме представления и регистрации в государственный орган по недропользованию ежегодной статистической отчетности по отчетному балансу движения запасов, отчету по потерям в недрах и отчету о комплексном использовании при переработке и использованию отходов, хвостохранилищ.
64.Списание запасов по ч 4 проводится недропользователями в процессе разработки месторождения в форме представления в государственный орган по недропользованию технико-экономических обоснований нецелесообразности разработки представляемых к списанию балансовых запасов полезного ископаемого в контуре горного отвода.
65.Списание запасов по ч. 5 проводится государственным органом по недропользованию, по мере выявления запасов, утративших промышленное значение в результате выборочных разработок, по вине недропользователя, после принятию соответствующих санкционных мер, в соответствии с законодательством КР, допустившей стороне данное нарушение законодательства «О недрах» Кыргызской Республики.
66. Списание запасов по ч. 6 проводится недропользователемв процессе разработки месторождения в форме представления вуполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользования обоснований неподтвердившихя запасов, по отдельным подсчетным геологическим блокам, совмещенным с эксплуатационными полигонами, после принятию соответствующих санкционных мер, в соответствии с настоящими правилами, допустившей стороне данное нарушение законодательства Кыргызской Республики о недрах и после полной отработки части месторождения, оставленные не отработанными.
67. При разработке месторождений россыпного золота списание запасов производится по каждому эксплуатационному блоку (полигону) отдельно.

9.Контроль за использованием и охраной недр


68.Контроль за использованием и охраной недр при разработке месторождений полезных ископаемых осуществляется уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользования по графику в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения проверок соблюдения субъектами недропользования законодательства Кыргызской Республики о недрах».
69. Проверки (обследования) подразделяются на плановые, внеплановые, контрольные и перепроверки ранее проведенных проверок.
70. Плановая проверка - проверка проводится уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию в соответствии с годовым планом проверок, по месту нахождения проверяемого субъекта недропользования, регистрации или по месту ведения экономической деятельности.
Основанием для включения субъектов недропользования в план проведения плановой проверки является истечение срока не менее 12 календарных месяцев с месяца окончания предыдущей плановой проверки.
Плановой проверкой охватывается период деятельности субъектов недропользования со дня окончания периода, охваченного предыдущей плановой проверкой.
71. Внеплановая проверка проводится уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики вне утвержденного плана проведения проверок. Основаниями проведения внеплановой проверки являются:
- письменное заявление субъекта недропользованияо проведении внеплановой проверки;
- получение уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользования сведений о фактах нарушения субъектами недропользования требований законодательства Кыргызской Республики о недрах;
- нарушение субъектами недропользованиятехнологии разработки россыпи и промывки песков, при которых возможны потери запасов в недрах или причинение вреда окружающей среде;
- письменное заявление физического или юридического лица с приложением документов, материалов и иных подтверждающих сведений о нарушении субъектами недропользованияправ и интересов заявителя;
Заявления, не позволяющие установить фамилию, имя, отчество и место нахождения лица, обратившегося в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользования, не являются основанием для проведения внеплановой проверки.
72.Контрольная проверка проводится уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики для проверки устранения субъектами недропользованиянарушений, отмеченных предыдущей плановой или внеплановой проверкой, не может выходить за рамки предыдущей проверки и проводится только по истечении установленных сроков для устранения выявленных нарушений.
73. Перепроверка ранее проведенной проверки проводится уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики на основании жалобы субъекта недропользования на результаты плановой проверки, которые не отражены, либо неясно отражены в акте проверки.
Основанием для проведения перепроверки является обжалование результата проверки проверяемым субъектом недропользованияв уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики.
При проведении перепроверки запрещается проводить проверку по всем вопросам плановой проверки, а проверяется только обжалуемый результат предыдущей проверки.

10.Ответственность за нарушения правил охраны недр


74. Общие условия ответственности
За нарушение требований установленных настоящими правилами виновные лица несут административную, экономическую и уголовную ответственность.
75. Возникновение административной ответственности за нарушения правил охраны недр
Административная ответственность за нарушение правил охраны недр наступает в случаях:

-самовольное пользование недрами, совершение сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собственности на недра;
- самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, несоблюдение установленного порядка пользования недрами и нарушение конфиденциальности геологической информации, невыполнение правил охраны недр и требований по охране окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с использованием недр, уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков;
- отклонение проводимых работ от решений принятых техническим проектом;
- нарушение правил застройки и разработки месторождений полезных ископаемых, выразившееся в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых, выборочной разработке месторождений со снижением их промышленной ценности, образованием сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых и полезных компонентов при переработке минерального сырья;
- истощение и загрязнение подземных вод, в том числе термоминеральных и лечебных вод, использование их не по прямому назначению, уничтожение, повреждение или необеспечение сохранности гидрогеологических скважин, пригодных для последующей эксплуатации;
- недоработка и подработка запасов полезных ископаемых, оставление отбитой руды в выемочных единицах, применение методов добычи облицовочного камня, ухудшающих его природные свойства и качества;
- невыполнение проектов по консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых, мероприятий по рекультивации земной поверхности, нарушенной геологическими и горными работами;
- невыполнение требований по аккумулированию средств на рекультивацию земельных участков при геологическом изучении недр, разработке месторождений полезных ископаемых, отборе подземных вод, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой полезных ископаемых, а равно непроведение или уклонение от рекультивации земельных участков;
- нарушение или невыполнение правил гидрогеологического, геологического и маркшейдерского обеспечения при разработке месторождений полезных ископаемых, подземных вод и использовании недр в иных целях, уничтожение или повреждение геодезических и маркшейдерских знаков;
- нарушение или невыполнение правил учета и геолого-маркшейдерского обеспечения при освоении недр, состояния и движения запасов, потерь и разубоживания, правил ведения учета и определения качества сбрасываемых вод в водоземные горизонты, непредставление в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию форм отчетности по разведанным и погашаемым запасам полезных ископаемых и/или представление недостоверной информации;
- не выполнения установленных настоящими правилами стандартов ведения геологической, горнотехнической и технологической документации.
- нарушение недропользователями сроков представления проектов для проведения экспертиз на соответствие требованиям промышленной, экологической безопасности и охраны недр;
- нарушение недропользователями сроков представления отчетов за предыдущий год и планов развития горных работ на последующий год.
76. Нарушение установленных настоящими правилами стандартов геолого-маркшейдерского учета погашенных запасов месторождения.
77. Нарушение установленных настоящими правилами стандартов по списанию запасов полезных ископаемых с учета предприятия.
78. Порядок привлечения к административной ответственности
Порядок привлечения к административной ответственности устанавливается Кодексом об административной ответственности и Положением о порядке рассмотрения административных правонарушений, посягающих на недра и наложения административных взысканий.
79. Возникновение экономической ответственности за нарушение правил охраны недр.
Экономическая ответственность за нарушения правил охраны недр в форме экономических санкций, возникает в случаях:
-образования сверхнормативных потерь золота при добыче сверх установленных горным проектом нормативов;
-снижения технологического извлечения при переработке, сверх установленных техническим проектом нормативов;
-оставления за границами или в границах горного отвода участков (недоработок), самостоятельная разработка которых является убыточной при данном уровне цен и промышленных технологий;
-прямого или скрытого искажения геолого-маркшейдерского учета добычи полезного ископаемого из недр и товарного баланса при переработке.
-самовольного пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых.
80. Оценка экономического ущерба
81. При образовании сверхнормативных потерь полезного ископаемого при добыче, экономический ущерб определяется как рыночная стоимость полезного ископаемого в сверхнормативных потерях;
82. Экономический ущерб от снижения технологического извлечения при переработке определяется, как рыночная стоимость потерянного полезного ископаемого в торфах и гале-эфельных отвалах, хвостохранилищах ит.д., сверх установленных техническим проектом нормативов;
83. Экономический ущерб от оставления в недрах недоработок балансовых запасов полезного ископаемого определяется как рыночная стоимостьполезного ископаемого в недоработках, учтенных государственным балансом в подсчетных геологических блоках,
84.Экономический ущерб от прямого или скрытого искажения геолого-маркшейдерского или статистического учета добычи полезного ископаемого из недр и товарного баланса при переработке определяется как рыночная стоимость золота в величине искажения при добыче и в товарном балансе.
85. Экономический ущерб от самовольного пользования недрами определяется как рыночная стоимость полезного ископаемого в самовольно извлеченных запасах полезного ископаемого и суммы неуплаченных налогов за пользование недрами.
86. Порядок предъявления экономических санкций
87. Экономические санкции, предусмотренные настоящими правилами, определяются уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованиюпо результатам анализа ежегодных отчетов, и (или) при проведении проверок на местах производства горных работ и (или) контрольных маркшейдерских замеров извлеченных из недр полезных ископаемых.
88. Экономические санкции предъявляются недропользователям в форме решения уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики.
89. Суммы денежных средств по экономическим санкциям уплачиваются недропользователями в республиканский бюджет, в срок не позднее 1 месяца, с момента вручения приказа.
90. Лицо, не согласное с применением к нему экономических санкций, вправе обжаловать решение уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики в судебном порядке.
91. Возникновение уголовной ответственности за нарушения правил охраны недр
Уголовная ответственность за нарушения правил охраны недр возникает в случаях:
92. Самовольного пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых.
93. Для целей настоящего пункта правил самовольное пользование недрами означает разработку месторождений полезных ископаемых без получения прав пользования недрами, технического проекта, получившего все необходимые экспертизыи лицензионного соглашения на проведения горных работ.
94. Самовольной застройки площадей залегания россыпного золота. Для целей настоящего пункта самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых означает гражданское или промышленное строительство объектов на площадях залегания полезных ископаемых без согласования(разрешения) уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики.
95. Создания условий для порчи запасов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Для целей настоящего пункта «создание условий для порчи запасов и при разработке месторождений полезных ископаемых» означает создание условий для затопления, возгоранияместорождений или участков, в результате нарушения технологии разработки.
96. В особых случаях выборочной разработки месторождений полезных ископаемых, повлекшей утрату его промышленной ценности.
97. Представление в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики недостоверной информации об объемах добычи и переработки полезных ископаемых.
98. Скрытое или явное искажение стандартов ежегодной отчетности, статистической отчетности и геолого-маркшейдерского учета погашенных запасов, установленных настоящими правилами.
99. Порядок привлечения к уголовной ответственности за нарушения правил охраны недр
100. Порядок привлечения к уголовной ответственности за нарушения правил охраны недр устанавливается процессуальным Уголовным кодексом Кыргызской Республики.
101. Уголовную ответственность за нарушение правил охраны недр инициируютуполномоченный государственный орган по реализации государственной политики и/или правоохранительные органы Кыргызской Республики.












Таблица №1 Стандарты

ежегодной отчетности по выполнению планов развития горных работ и условий лицензионных соглашений (для металлических месторождений)


Технико-экономические показатели
Единицы измерения
Количество
План 20__
Факт 20__
План 20__
1. Проходка горных выработок:
- горно-капитальных
- горно-подготовительных
- нарезных

п.м/м3
п.м/м3
п.м/м3



2. Вскрыша
тыс.м3



3. Добыча товарной руды
- среднее содержание полезного компонента
- полезный компонент (металл)
тыс.т, тыс.м3
г/т, %
кг, т



4. Извлечение из недр
%



5. Переработано товарной руды:
- среднее содержание металла
- полезный компонент (металл)
тыс.т, тыс.м3
г/т, %
кг, т



6. Технологическое извлечение металла на обогатительной фабрике

%



7. Технологическое извлечение металла на металлургическом (перерабатывающем) заводе

%



8. Сквозное извлечение товарной продукции
%



9. Потери металла в хвостах обогащения и металлургии

%



10. Получено товарной продукции
кг



11. Получено товарной продукции в виде концентрата

кг



12. Содержание металла в концентрате
гр/т



13. Объем продаж
кг
т



14. Цена продаж
сом/кг, сом/т



15. Остаток балансовых запасов на 01.01.20__г
- руда
- среднее содержание
- металл

тыс.т, тыс.м3
г/т, %
кг, т



16. Капитальные вложения, всего:
в т.ч.: - горно-капитальные работы
- технологическое оборудование
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



17. Производственная себестоимость конечной товарной продукции
сом/кг
сом/т



18. Уплачено налогов, всего:
в т.ч. бонусы
роялти
налог на прибыль
налог с продаж
НДС
налог на имущество
земельный налог
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



19. Остаток готовой продукции
кг



20. Уплачено ПУЛ за 20__г.
тыс.сом





Таблица 2


Стандарты


ежегодной отчетности по выполнению планов развития горных работ и условий лицензионных соглашений (для угольных месторождений)


Технико-экономические показатели
Единицы измерения
Количество
План 20__
Факт 20__
План 20__
По лицензиям на разработку месторождений полезных ископаемых
1. Проходка горных выработок:
- горно-капитальных
- горно-подготовительных
- нарезных

п.м
п.м
п.м



2. Вскрыша
тыс.м3



3. Добыча угля
тыс.т



4. Извлечение из недр
%



5. Объем продаж
тыс.т,



6. Цена продаж
сом/т,



7. Остаток балансовых запасов на 01.01.20__г
тыс.т



8. Капитальные вложения, всего:
в т.ч.: - горно-капитальные работы
- технологическое оборудование
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



9. Производственная себестоимость
сом/т



10. Уплачено налогов, всего:
в т.ч. бонусы
роялти
налог на прибыль
налог с продаж
НДС
налог на имущество
земельный налог
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



11. Остаток готовой продукции
тыс.т



12. Уплачено ПУЛ за 20__г
тыс.сом





Подпись ответственного лица с печатью








Таблица №3

Стандарты


ежегодной отчетности по выполнению планов развития горных работ и условий лицензионных соглашений (для нерудных месторождений)


Технико-экономические показатели
Единицы измерения
Количество
План 20__
Факт 20__
План 20__
По лицензиям на разработку месторождений полезных ископаемых
1. Вскрыша
тыс.м3



2. Добыча полезного ископаемого
тыс.тн
тыс м3



3. Извлечение из недр
%



4. Переработано
тыс.тн
тыс м3



5. Получено товарной продукции
тыс.т, тыс.м3
тыс.шт



6. Объем продаж
тыс.т, тыс.м3
тыс.шт



7. Цена продаж
сом/т, сом/м3
сом/шт



8. Остаток балансовых запасов на 01.01.20__г
тыс.т



9. Капитальные вложения, всего:
в т.ч.: - горно-капитальные работы
- технологическое оборудование
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



10. Производственная себестоимость конечной товарной продукции
сом/м3
сом/т
сом/шт



11. Уплачено налогов, всего:
в т.ч. бонусы
роялти
налог на прибыль
налог с продаж
НДС
налог на имущество
земельный налог
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



12. Остаток готовой продукции
тыс.т, тыс.м3
тыс.шт



13. Уплачено ПУЛ за 20__г.
тыс.сом







Подпись ответственного лица с печатью



Таблица №4

Стандарты


ежегодной отчетности по выполнению планов развития геологоразведочных работ и условий лицензионных соглашений (для нефтегазовых месторождений)


Технико-экономические показатели
Единицы измерения
Количество
План 20__
Факт 20__
План 20__
Нефть
1. Пробурено:
- разведочных скважин
- эксплуатационных скважин

п.м
п.м



2. Эксплуатационный фонд скважин
в т.ч.: - действующих
- нагнетательных
- контрольных
- бездействующих
единиц



3. Добыча нефти, всего:
в т.ч.: - из новых скважин
- из старых скважин
тыс.т
тыс.т
тыс.т



4. Коэффициент нефтеотдачи
%



5. Обводненность
%



6. Извлекаемые запасы на 01.01.20__г
тыс.т



7. Капитальные вложения, всего:
в т.ч.: - горно-капитальные работы
- технологическое оборудование
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



8. Производственная себестоимость
сом/т



9. Уплачено налогов, всего:
в т.ч. бонусы
роялти
налог на прибыль
налог с продаж
НДС
налог на имущество
земельный налог
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



10. Остаток готовой продукции
тыс.т



11. Уплачено ПУЛ за 20___г.
тыс.сом



Газ
1. Пробурено:
- разведочных скважин
- эксплуатационных скважин

п.м.
п.м.



2. Эксплуатационный фонд скважин:
- действующих
- бездействующих
- контрольных
Единиц



3. Добыча газа, всего:
в т.ч.: - из новых скважин
- из старых скважин
млн.м3



4. Коэффициент использования
%



5. Извлекаемые запасы на начало года
млн.м3



6. Капитальные вложения, всего:
в т.ч.: - горно-капитальные работы
- технологическое оборудование
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



7. Производственная себестоимость
сом/1000м3



8. Уплачено налогов, всего:
в т.ч. бонусы
роялти
налог на прибыль
налог с продаж
НДС
налог на имущество
земельный налог
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



9. Остаток готовой продукции
тыс.м3



10. Уплачено ПУЛ за 20__г
тыс.сом





Подпись ответственного лица с печатью

Таблица №5

Стандарты


ежегодной отчетности по выполнению планов развития горных работ и условий лицензионных соглашений (для месторождений подземных вод)


Технико-экономические показатели
Единицы измерения
Количество
План 20__
Факт 20__
План 20__
Минеральные подземные воды
1. Водоотбор на бальнеолечение
м3/год



2. Водоотбор на розлив
м3/год



3. Капитальные вложения, всего:
в т.ч.: - строительство
- технологическое оборудование
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



4. Производственная себестоимость
сом/м3



5. Уплачено налогов, всего:
в т.ч. бонусы
роялти
налог на прибыль
налог с продаж
НДС
налог на имущество
земельный налог
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



Пресные подземные воды
1. Водоотбор питьевых вод
тыс.м3/год



2. Водоотбор на с.х. производство
тыс.м3/год



3. Водоотбор на пром. производство
тыс.м3/сутки



4. Капитальные вложения, всего:
в т.ч.: - строительство
- технологическое оборудование
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом



5. Производственная себестоимость
сом/м3



6. Уплачено налогов, всего:
в т.ч. бонусы
роялти
налог на прибыль
налог с продаж
НДС
налог на имущество
земельный налог
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом
тыс.сом




Подпись ответственного лица с печатью

#2 Afework_isaya

Afework_isaya

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений

Отправлено 10 Февраль 2016 - 00:24

Вся страна гордилась и гордится добытчиками золота. Это запас страны. Поэтому думаю наши ученные все сделают, чтобы разработать и внедрить новые технологии в разработку золота.Добыча как росла, так и будет расти, народ надеется и верит вам.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Счетчик