Перейти к содержимому


Publish What You Pay (Публикуй, Что Платишь)

Инфо- ИПДО юллетень

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Чынгыз Карымшаков

Чынгыз Карымшаков

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 188 сообщений

Отправлено 29 Ноябрь 2013 - 20:57

29 НОЯБРЯ, 20:24


От


Publish What You Pay



Кому:


lawyer_sulukta@rambler.ru

Информационный бюллетень


Публикуй, Что Платишь



Гражданское общество и ИПДО в Азербайджане - счастливый брак, или бедственное положение?


Когда фасадов недостаточно: Будущее ИПДО в Азербайджане


Введение/Азербайджан и десять лет ИПДО (EITI) Изображение

В конце сентября правительство Азербайджана провело блестящую конференцию, чтобы отпраздновать десять лет в рамках Инициативы Прозрачности в Добывающей Промышленности. Азербайджан действительно был одним из основателей ИПДО, добровольного стандарта содействия прозрачности доходов в богатых ресурсами странах.
Азербайджан и вправду является невероятно богатой природными ресурсами страной. В начале 20-го века он поставлял наибольшее количество нефти в мире. Хотя Азербайджан больше не доминирует на мировом рынке в той же степени, иностранные компании продолжают вкладывать миллиарды в добывающую отрасль страны, и почти весь экспорт Азербайджана приходится на углеводороды.
Продажа такого огромного количества нефти может изменить жизнь граждан к лучшему, но иногда доходы неправильно используется, или еще хуже – используется, чтобы укрепить укоренившуюся власть. Посему, энтузиазм Азербайджана в отношении ИПДО приветствовался.
Какое-то время Азербайджан был образцовым представителем ИПДО. Он был не только первой страной, получившей статус совместимости, но и страной, опубликовавшей наибольшее количество отчетов по ИПДО. Этот статус любимца ИПДО был предметом большой гордости правительства Азербайджана, и он фигурирует во многих его публикационных материалах.
Каково было воздействие ИПДО спустя десять лет и 17 докладов?
На первый взгляд, после того, как президент Алиев после победы на выборах получил сомнительный третий срок правления, никаких особенных изменений, похоже, не произошло. Все тот же президент, более коррумпированный, чем когда-либо. Все те же тайные сделки, заключаемые за закрытой дверью. Согласно Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch - Страж прав человека), «существует много спекуляций по поводу того, что некоторые контракты по нефтяному, газовому и горнодобывающему производству и услугам могут также достаться тем, кто имеет инсайдерские связи[1], однако это было трудно установить из-за отсутствия прозрачности среди вовлеченных компаний». В 2011 году журналисты обнаружили, что одна одиозная золотодобывающая компания, в конечном счете, принадлежала двум дочерям президента.
Граждане до сих пор не владеют достоверными сведениями о том, как управляются их ресурсы, или куда идут доходы. Фактически, коррупция увеличилась за последнее десятилетие, и в Проекте по Проведению Расследований об Организованной Преступности и Коррупции президент Алиев был назван «Коррумпированным Человеком Года».
Тем не менее, Азербайджан действительно достиг конкретных результатов с точки зрения прозрачности, обнародования доходов и соблюдения ИПДО стандартов. Как-же изменения могут протекать так медленно?
Если бы мы рассматривали только обнародование доходов, заключение по Азербайджану могло бы быть менее жестким. Согласно индексу управления мониторингом доходов
(Revenue Watch Governance Index) 2010 года - который не принимает во внимание благоприятные условия - Азербайджан получает высокие оценки по прозрачности.
Но прозрачность не может работать в вакууме, и для того, чтобы прозрачность по-настоящему перешла в подотчетность, должны иметься другие условия. Люди должны иметь возможность доступа к соответствующим данным и быть в состоянии использовать их, не опасаясь запугиваний.
Граждане Азербайджана не могут свободно указывать правительству на его действия, или вступать в открытые дебаты на тему природных ресурсов. Страна, очевидно, без оснований заключает в тюрьму активистов и политиков, и как сообщает Хьюман Райтс Вотч, условия для гражданского общества стали серьезно ухудшается с 2009 года. Последний индекс управления ресурсами мониторинга доходов (Revenue Watch Resource Governance Index) учитывает благоприятные условия в своей методологии - в результате, позиция Азербайджана в списке прозрачных правительств резко упала.
Не смотря на все это, картина не полностью мрачная. По мнению активистов гражданского общества в стране, осуществление ИПДО создало платформу - первую в своем роде - с помощью которой правительство, гражданское общество и компании могли бы сотрудничать.
Раскрытие доходов, каким бы несовершенным оно ни было, все же предпочтительнее полного отсутствия данных, что имело место в прошлом.
Наконец, ИПДО ввела - хотя и на минимальном уровне - принцип прозрачности, и, возможно, помогла проложить путь последующим инициативам прозрачности, таким как партнерство «Открытое правительство» (Open Government Partnership). Это, возможно, далеко от совершенства, но все же лучше, чем ничего.
Новый ИПДО стандарт, принятый в мае, надежен и всеобъемлющ. Ему требуется более подробная информация - относительно платежей на уровне проекта, например, - использовать которую гражданам будет проще, при условии, что им будет где ее использовать.
Азербайджан стремится стать первой страной, реализовавшей новый стандарт. Это могло бы предоставить значительную возможность активистам гражданских прав, хотя реализация стандарта наверняка окажется серьезной проблемой.
Что до следующих шагов, активисты гражданского общества с нетерпением ожидают участия в работе по осуществлению нового стандарта. Гражданское общество будет побуждать правительство к реализации «поощряемых» частей стандарта, а не только его «требуемых» частей. Активисты также будут основывать будущее исследование на новой, более подробной информации, получаемой из отчетов ИПДО.
Окажется ли этот новый стандарт поворотной точкой для прозрачности в Азербайджане? С президентом, который выиграл 85% голосов и показателями прав человека, которые продолжают ухудшаться, на данный момент будет, возможно, трудно, увидеть свет в конце туннеля.
Что не вызывает сомнений, так это то, что многие граждане Азербайджана активно настроены на работу по созданию более прозрачной и справедливой добывающей отрасли. Только время покажет, удастся ли им переломить ход событий.
Этот информационный бюллетень посвящен изучению Азербайджана и десяти лет ИПДО - Если вы хотите узнать больше о работе PWYP в регионе, просьба, обращаться в Секретариат по адресу info@publishwhatyoupay.org
Спасибо Фидан Багировой, Губаду Ибадоглу, Галибу Эфендиеву, Зорхабу Исмаилу и Алекс Гиллис за их экскурсы и комментарии, которые стали фоновой информацией к этой части письма.
Вы не согласны с представленным здесь изложением? Дайте нам знать, и мы опубликуем ваши соображения в следующем информационном бюллетене.
[1] Интервью Хьюман Райтс Вотч, Баку, Азербайджан, апрель 2013 года. См. также - Нушабе Фатуллаева и Хадиджа Исмайлова, РСЕ/РС (RFE/RL- Radio Free Europe/Radio Liberty), «Правительство Азербайджана заключило контракт на добычу золота с семьей президента», 3 мая 2012 (по состоянию на 20 мая 2013)
Фото Ника Тейлора. Flickr




Гражданское общество и ИПДО в Азербайджане - счастливый брак, или бедственное положение?


Изображение


Международный директор PWYP Маринке Ван Рит выступила в Баку на конференции по празднованию 10-летнего юбилея ИПДО в Азербайджане. Ниже приводится адаптированный текст ее выступления.
Во многих отношениях, роль гражданского общества в ИПДО сродни браку.
Во-первых, гражданское общество обеспечивает легитимность ИПДО. Без мужа или жены, которые вступают в согласованное и добровольное соглашение, нет и брака. Также нет и ИПДО без задействованного, независимого и свободного гражданского общества.
Доверие и диалог имеют первостепенное значение. Гражданское общество является ключевым партнером в этой инициативе и диалог имеет решающее значение для того, чтобы росло доверие между различными заинтересованными сторонами. Чем более открыта и прозрачна добывающая отрасль, тем больше будет доверие граждан к тому, что их ресурсы управляются на всеобщее благо.
Брак состоит из обсуждений и компромиссов. Возможно, вы хотите обсудить вопрос об еще одном ребенке, вести переговоры о другом доме, другой работе или переезде. Члены коалиции PWYP вели трудные переговоры по новому стандарту ИПДО, дабы сделать его требовательным и тщательным, для того, чтобы обеспечить инициативе выполнение ее целей.
Еще одной ключевой задачей для гражданского общества является мониторинг, или роль сторожевого пса; обеспечение того, чтобы ваш партнер выполнял свою часть сделки или контракта. Чтобы он или она не сбились с пути, заглядываясь на других женщин или мужчин. Дать друг другу почувствовать, что за вами наблюдают - это играет решающую роль в переводе прозрачности в отчетность.
Наконец - брак не может рассматриваться в отрыве от его более широкого окружения. Нужна деревня, чтобы поднять брак. Лучшими браками являются те, которые взаимозависимы, получая пользу от широкой благоприятной среды и процветая в ней, в среде, в которой друзья, семья и люди могут играть роль брачных консультантов, давать советы и вести дебаты.
Так, каков же статус этого брака ИПДО с ОГО (организация гражданского общества) в Азербайджане? Твердый ли это брак, идущий полный надежд к серебряному юбилею? Является он браком по расчету? Или мы идем в сторону развода?
Я беру на себя смелость, быть для вас брачным консультантом в случае с Азербайджаном; представьте себя на диване в моем кабинете и я представлю вам мой анализ.
В Азербайджане существует очень активная коалиция, присоединившаяся к PWYP, с более чем 150 членами, занятыми в ИПДО. Но, в связи со все более и более усложняющимся процессом регистрации для НПО в Азербайджане, 35% их членов не зарегистрированы. Нет возможности регистрации коалиций. Это чревато множеством последствий - особенно, когда речь заходит о получении доступа к финансированию со стороны международных организаций. Восемь месяцев в этом году коалиция уже работала без внешних средств. Хотя это и указывает на их приверженность ИПДО, мы все же не можем говорить об эффективном и свободном гражданском обществе, не решив вопросов финансирования. Я призываю международное сообщество, поддержать местные ОГО.
Гражданское общество выполняет свою роль легитимного партнера и участника кампании. Сложнее выполнить роль сторожевого пса - эту ситуацию мы должны рассматривать в более широком контексте.
Г-н Моберг отметил, что ИПДО больше не может рассматриваться изолированно. В официальном ответе Хьюман Райтс Вотч Господин Моберг и г-жа Шорт согласились, что «ИПДО не предназначена быть инициативой по правам человека, и мы не ожидаем, что она таковой станет, но она не может позволить себе игнорировать широкий правовой спектр.»
Вот где у внутреннего и международного гражданского общества имеются серьезные опасения. В то время, как Азербайджан является рекордсменом по количеству опубликованных отчетов ИПДО, он в то же время имеет сомнительную честь быть страной, отправившей в заключение наибольшее количество журналистов и активистов в 2012 году. Связаны ли эти аресты, в том числе арест члена правления Института Мониторинга Доходов Ильгара Мамедова, напрямую с ИПДО или нет, не имеет значения - они влияют на то, насколько свободно гражданское общество может участвовать в дискуссии об управлении природными ресурсами, а также в других вопросах.
Новый стандарт предлагает большие возможности для Азербайджана, стать лидеом еще раз. Шахмар Мусвомов, исполнительный директор Государственного нефтяного фонда и член Международного комитета ИПДО, заявил, что он хотел бы, чтобы Азербайджан стал первой страной, соответствующей новым стандартам. Тем не менее, это не гонка за статусом соответствия. Новый ИПДО стандарт касается реформ и их состыковки с целью решения более обширных проблем управления.
Publish What You Pay (Публикуй, что платишь) инвестирует в регион путем привлечения регионального координатора, который будет помогать коалициям в регионе в разработке стратегий, пропаганде и сборе средств.
Мы ожидаем принятия Азербайджаном нового стандарта ИПДО, чтобы в десятилетний срок отметить возвращение брака в нужное русло.


<a name="toc_item_2" target="_blank">

Когда фасадов недостаточно: Будущее ИПДО в Азербайджане


Изображение Это блог Александры Гиллис, главы управления Института мониторинга доходов. Вы можете прочитать полный блог здесь(только на английском языке)

Будучи в первые в Баку, позолоченной и роскошной столице богатой нефтью Азербайджана, я была очарована тем, как правительство прикрепило новые фасады на многие городские многоквартирные дома советского периода – это часть амбициозной кампании по благоустройству. В то время, как интерьеры остаются неизменными, случайные посетители вроде меня могут наслаждаться прекрасными архитектурными результатами.
Азербайджанское правительство применило подобную логику для участия в Инициативе прозрачности в добывающих отраслях (ИПДО), видного международного стандарта отчетности, который требует раскрытия данных о доходах нефтяной и горнодобывающей отраслей при помощи /процесса, совместно управляемого правительством, промышленностью и гражданским обществом.
Прошедший регистрацию первым, первый в обеспечении соответствия с требованиями, производитель большенства докладов, Азербайджан наращивал достижения ИПДО в попытке улучшить свой международный имидж. Способствуя кампании, правительство проводит международную конференцию 26 сентября, возвещая о десятой годовщине своего участия в ИПДО.
Однако, принятие всего лишь атрибутов прозрачности мало помогает изменению интерьера.
... Читать остальную часть блога (только на английском языке)
Фото Нияза Бакили. Flickr


Сообщение отредактировал Чынгыз: 30 Ноябрь 2013 - 20:47


#2 Чынгыз Карымшаков

Чынгыз Карымшаков

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 188 сообщений

Отправлено 25 Декабрь 2013 - 17:25

Что заставляет коалицию работать? Тест модели PWYP
Мы всегда говорили, что нашей силой являются наши участники. Мы руководствуемся верой в то, что ,,эфективная координация коллективных действий, способностей и интересов многоотраслевой коалиции организаций гражданского общества является самым эфективным способом влияния на ключевые заинтересованные стороны и для управления изменений политики и практики в отраслях добывающeй промышленности и в правительственном секторе”.

Вкратце – существование коалиции дает нам возмозможность быть больше чем сумма наших членов.
Мы протестировали это заявление, поручив Институту Международного Развития (ИМР) в Объедененном Королевстве провести исследование модели нашей коалиции. Наряду с изучением самой модели коалиции, ИМР, выделив несколько успешных практических примеров, исследовал те факторы, которые делают модель национальной коалиции эффективной. Есть ли идеальное колличество представителей в коалиции, идеальный тип или структура? При каких обстоятельствах национальные коалиции PWYP были самыми эфективными? Насколько далеки цели национальных коалиций от целей глобальной кампании PWYP?
ИМР рассмотрел десять коалиций: шесть исследований были проведены с помошью телефонных интервью, в то время как остальные четыре включали в себя научную командировку в определенную страну. Исследование также проводились с помошью анкет (вопросников), которые раздали во время празднования дней города Амстердам, а также с помощью системы голосования на местах.
Вы можете ознакомиться с результатами исследования, прочитав краткое изложение доклада. В качестве альтернативы, мы выделили несколько полезных советов из доклада:
  • Как управляют коалицией?
  • Размер коалиции (колличество предсатвителей) – что является идеяльным колличеством?
  • Коалиции - адаптационная и стратегическая способность
  • Как коалиции собирают средства?
Это всего лишь небольшая часть заключений доклада, полуную версию которых Вы можете прочитать на нашем сайте.




Проект по изучению примеров




PWYP Канады и PWYP Соедененных Штатов объяденили силы для осуществления проекта по изучению конкретных примеров работы коалиций (case study).
Цель этого проекта: 1) документировать и создать каталог имеющихся примеров, которыми пользуются участники PWYP кампании и которые показывают пользу прозрачности и/или проблемы исходящие из непрозрачности; 2) расширение/распространение всех примеров доступных участникам PWYP кампании; 3) приготовление публикаций документирующих эти примеры, которые будут разосланы ключевым участникам. Сеть PWYP использует доказательства примеров для демонстрации силы влияния прозрачности/секретности на изменение жизни и формирование развития. Мы верим, что расширение доказательственной базы, которая документируют эти выгоды и в тоже время демонстрируют вред, будет способствовать укреплению наших кампаний.
Для достижения целей этого проекта мы ищем два типа примеров:
1. Примеры, где недостатки прозрачности повредили политическому, экономическому и социальному сектору страны;
2. Примеры, где прозрачность привела к позитивным изменениям и улучшила результаты.
Эти примеры могут быть хорошо документированны в докладах приготовленных Вашей организацией или другой организацией, с которой Вы знакомы, а также посредством простой газетной публикации. Мы просим Вас прислать нам любой или все примеры прозрачности/непрозрачности, с которыми Вы сталкивались в ходе Вашей работы.
После завершения изучения мы планируем распространить эти "примеры реального мира" в сообществе для использования нашими участниками и партнерами, чтобы продемонстрировать особую важность прозрачности. Мы будем соберать примеры до конца этого года, но для того чтобы быть уверенним, что Ваш пример включен в PWYP доклад, пожалуйста пришлите его на PWYPCasesStudy@gmail.com в течение следующих нескольких недель.
В случае возникновения вопросов насчет этого проекта пожалуйста пишите мне (cwoodside@pwyp.ca) Клер Вудсайд или Джане Морган (jmorgan@pwypusa.org).




Йемен - что говорят нам доклады PWYP?




Ниже приведено часть статьи Тавфика Ал-Будиджи, координатора PWYP филиала коалиции в Йемене, где он пишет о способности докладов EITI информировать гражданское общество поповоду кампании открытости и прозрачности в отрасли добывающей промышленности, которая приносит пользу всем гражданам. На нашем сайте Вы можете проситать полную версию статьи.
...Итак, что говорит нам EITI доклад 2008-2010 из Йемена? Или, скорее, о чем не сообщает?
Главным в процессе анализа EITI докладов является масштабность историй, которые подтверждаютса многими, а не отвлечение внимания на маленькие несоответствия и детали.
Беглый анализ темпов производства сырой нефти и цифровых показателей в докладе указывает на то, что производство нефти падает.
Несмотря на то, что в начале года правительство объявило аукцион на 15 новых исследовательских блоков в области нефтедобычи, как часто бывает в таких случаях, нет гарантий, что эти блоки автоматически принесут доход.
Если нефтяной бум действительно подходит к концу, какие планы у нашего правительства для диверсификации экономики кроме нефти?
Можно ли заменить нефть другими минералами? К сожалению этот доклад не включает в себе доходы угольной промышленности. Нам известно, что около 95% всех компаний угольной промышленности функционирующих в Йемене заняты поиском месторождений и только скудных 5% заняты производством. Но все же, мы, как коалиция, верим, что доходы этой отрасли должны быть прозрачными. По этой причине мы договирились внести доходы угольной промышленности в следующий мировой доклад, который будет готов к концу декабря.
Понаблюдав, куда идет нефть добываемая государством - на экспорт или на нефтеперерабатывающий завод для внутреннего потребления, мы увидим... что почти половина сырой нефти, которую получает правительство отправляется на нефтеперерабатывающие заводы для внутреннего потребления.
Учитывая этот факт, почему у нас все-таки нехватка энергии? Йемен страдает серъезными сбоями в системе подачи электричества, которые могут продолжаться 12 часов в день и всего лишь у 40% населения есть доступ к электричеству.
...
















Темы с аналогичным тегами Инфо-, ИПДО, юллетень

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Счетчик