Перейти к содержимому


Профильный комитет Жогорку Кенеша КР

Новые условия к закону о недр 17 поправок в т.ч. ИПДО

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Чынгыз Карымшаков

Чынгыз Карымшаков

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 188 сообщений

Отправлено 19 Февраль 2014 - 18:15

Законодательство
18-02-14, 15:11
Профильный комитет ЖК в первом чтении одобрил поправки в закон о недрах


Tazabek - Комитет Жогорку Кенеша по ТЭК и недропользованию 18 февраля на своем заседании в первом чтении одобрил законопроект о внесении изменений в закон «О недрах».

Законопроект вносится в целях предотвращения массового аннулирования лицензий на право пользования недрами и резкого сокращения объемов геологоразведочных и добычных работ, а также недопущения снижения налоговых поступлений от горнодобывающей отрасли в государственный бюджет республики, устранения внутренних противоречий имеющихся в законе КР «О недрах» и повышение ответственности лицензиатов.

Комитет принял решение одобрить законопроект и внести его на рассмотрение Жогорку Кенеша для принятия в первом чтении.

Кроме этого, комитет поручил выступить по данному вопросу директору Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при правительстве КР Дуйшенбеку Зилалиеву.

Документом предлагается 17 поправок.

Так, предлагается заменить понятие «лицензионное приложение» на «лицензионное соглашение», которое предусматривает договорной порядок недропользования. Это позволит при предоставлении права пользования недрами, в частности по конкурсным объектам, контролировать исполнение лицензиатом условий конкурса, которые будут отражены в лицензионном соглашении.

Остальные изменения и дополнения:

1. Ввести понятие Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО).
2. Предусмотреть разделение полезных ископаемых на группы в более детальном и понятном виде, что позволит на практике исключить конфликт при рассмотрении вопросов совместимости лицензии.
3. Под понятие «земли для пользования недрами» включены земли, необходимые для строительства объектов инфраструктуры, ЛЭП и другие.
4. Уточняется значение термина «лицензиат» в соответствии со статьей 21 закона КР «О недрах», где пользователем недр могут выступать физические и юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
5. Расширяются полномочия правительства Кыргызской Республики. Так, для упорядочения рассмотрения заявок предусматривается право временно сроком до трех месяцев приостанавливать прием заявок на получение прав пользование недрами, так как Госгеология второй год не успевает в установленный срок рассматривать заявки. При этом количество заявок постоянно растет. В случае временного приостановления приема заявок на срок до трех месяцев Госгеология может рассмотреть все имеющиеся заявки, в последующем уже в установленный срок рассматривать поступившие новые заявки.
6. Порядок предоставления и использования геологических информационных ресурсов, размер оплаты за доступ к ним, их стоимость, а также порядок расходования вырученных средств будет определяться правительством Кыргызской Республики.
7. Отдельные статьи закона приводятся в соответствие с законом Кыргызской Республики «О государственной регистрации юридических лиц».
8. Устраняются внутренние противоречия между отдельными статьями, так, частью 5 статьи 23 предусмотрено, что в случае, если на объект, предоставляемый путем прямых переговоров, в течение месячного срока поступили две и более заявок, то данный объект выставляется на аукцион. В то же время в части 9 статьи 30 предусмотрено, что решение о выдаче лицензии на право пользования недрами или об отказе в выдаче лицензии на право пользования недрами принимается лицензионным органом в течение 30 дней со дня подачи заявления на получение лицензии на право пользования недрами. Срок рассмотрения заявок на получение лицензии путем прямых переговоров предлагается установить в количестве 60 дней.
9. Изменяется и порядок проведения конкурса на право пользования недрами, а именно изменяется состав конкурсной комиссии и порядок утверждения условий проведения конкурса и критериев определения его победителя. Данная норма необходима, поскольку на практике при проведении конкурса местное население требовало включить в состав конкурсной комиссии большое количество жителей местного сообщества, что в итоге приводило к непониманию условий конкурса и давлению на остальных членов конкурсной комиссии со стороны местного населения. В этой связи проектом предлагается включить только глав представительных и исполнительных органов местного самоуправления административно-территориальной единицы, на территории которой расположен объект недропользования, которые являются представителями местного сообщества. А поскольку конкурсы проводятся и объявляются по объектам общегосударственного значения по решению правительства КР, соответственно и условия конкурса должны утверждаться правительством КР.
10. В статье 27 уточняются виды отчетности — о выполнении геологических, горных работ и отчетов о движении запасов полезных ископаемых, за непредоставление которых в установленные сроки право пользования недрами приостанавливается.
Кроме того, проектом предлагается «нарушения срока оплаты бонуса и (или) лицензионных платежей за удержание лицензии» перевести из оснований для аннулирования лицензий в основания для приостановления действия лицензий. Это позволить избежать массового аннулирования лицензий и в то же время заставит лицензиатов оплатить бонусы и платежи за удержание лицензии. Учитывая значимость для экономики государства объектов недр, распределяемых по конкурсу вводятся дополнительные основания для прекращения права пользования недрами по таким объектам.
11. В целях исключения коррупции предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа представления право пользования недрами.
12. Добавлена статья «Социальный пакет» (далее СП). На практике применения Социального пакета появилось очень много вопросов у недропользователей, поскольку не определены критерии СП, особенно у местного населения, которые завышают социальные требования, нагружая лицензиатов, строительствами местной инфраструктуры.
13. Вносятся изменения и в части продления срока действия лицензии на право пользования недрами. Анализ практики зарубежных стран (как стран лидеров СНГ в сфере недропользования, так и мировых лидеров) показывает, что в большинстве случаев законодательством о недрах установлен только один срок, позднее которого заявки на продление не будут приниматься. В отличие от КР, в изученных нами странах, не установлен ранний срок подачи заявления на продление срока действия лицензии. Когда подавать на продление решает сам заявитель и в случае, если заявитель представляет техническую обоснованность срока продления, заявка удовлетворяется. На практике фактический запрет на раннее планирование своих действий как для лицензиата, так и для лицензиара путем запрета подавать на продление раньше 90 дней приводит как минимум к следующим негативным последствиям:
- Последствия для компании: Бюджет и план работы компаний составляются минимум за 1-3 года вперед в зависимости от стадии недропользования Акционеры/кредиторы недропользователей не одобрять финансирование и программу работ на следующий год, если еще неизвестно, будет ли лицензия у компании в следующем году или нет. Компания воздержится от существенных инвестиций в геологоразведку, на программы развития местных сообществ, расширение и обучение сотрудников, если они не будут знать почти до истечения срока действия лицензии, что срок продлят.
- Последствия для Госгеологии: Из-за сжатости установленного срока рассмотрения Госгеология не успевает своевременно рассматривать заявки на продление срока действия лицензий. Заявления накапливаются. Сроки лицензий истекает до рассмотрения заявок на продление. Рассмотрение заявок за такой короткий срок может также отразиться на качестве принимаемых Госгеологией решений. На практике часто встречаются лицензии, которые были продлены после истечения срока действия лицензий, что является нарушением законодательства КР со стороны Госгеологии, а для недропользователя это огромный риск так как действительность такой лицензии с легкостью может быть оспорена в суде.
Предоставление возможности компании подавать свою заявку на продление по своей инициативе на более ранних сроках, способствовало бы снятию нагрузки на Госгеологию, минимизацию просроченный решений. Продление срока разрешено законодательством и если недропользователь имеет все основания для удовлетворения своего заявления, то нет смысла устанавливать ограничение раннего срока.
14. Во избежание двоякого толкования из отдельных норм закона предлагается исключить понятие «земельного отвода», оставив лишь понятие «права временного пользования».
15. Также проектом предлагается предусмотреть формирование фонда на рекультивацию нарушенных земель не только с начала разработки, но и с начала геологической разведки.
16. В целях своевременного предоставления земельного участка недропользователям, пока правительством Кыргызской Республики земельные участки под которыми обнаружены запасы полезных ископаемых, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых, не будут переведены в категорию Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых, будут предоставляться в общем порядке, в связи с чем, вносится переходное положение.
17. Вводится статья, устанавливающая обязанности пользователей недр.

Все новости Tazabe




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Счетчик